88-летний альпинист Борис Туечки: Болгария – лучшая в мире страна!

20 Февраля 2018, 19:14

Заниматься альпинизмом Борис Туечки начал в 30-летнем возрасте. «Я стал альпинистом несколько поздно, потому что до этого параллельно посещал вечернюю школу и ходил на работу. Но в какой-то момент я почувствовал, что нуждаюсь в отдыхе, и пошел по горам», – рассказал он. Сегодня, когда ему уже 88 лет, Борис Туечки хранит воспоминания о несказанной красоте мира, которую ему посчастливилось увидеть с высоты самых высоких вершин Европы и Азии: Айленд пик в Гималаях, Маттерхорн и Монблан в Альпах, 4- и 5-тысячных пиков Кавказа, среди которых и самый высокий Эльбрус… Он также лауреат всех отличий Болгарского туристского союза /БТС/ – бронзовой, серебряной и золотой медали им. Алеко Константинова, и мастер спорта по альпинизму. В 1984 году, когда ему было 54 года, он подключился и к болгарской экспедиции на Эверест. Именно тогда болгарин Христо Проданов, впервые, причем один и без запасов кислорода, покорил самую высокую вершину планеты, но, к сожалению, остался навсегда в ее ледяных объятиях.

«Я фактически не входил в состав экспедиции. В нее включили людей помоложе. Но вместе с еще одним опытным альпинистом мы решили все-таки помочь и присоединились к группе позже, – вспоминает Борис Туечки то памятное восхождение. – Как раз в день, когда мы приехали, Христо Проданов отправился к вершине, и была большая радость, энтузиазм. Поскольку у него не было болгарского флага, он оторвал кусочек советского, оставленного прежней экспедицией. Когда он пошел обратно, было уже 6 часов. По пути вверх, чтобы облегчить ношу, он оставил свой рюкзак ниже. На обратном пути он до него так и не дошел. Стемнело, и он был вынужден разыскать подходящее место, чтобы переночевать. Далее все вы знаете, что произошло. Но я уверен, что как альпинист Христо Проданов был лучшим среди нас».

Борис Туечки

Самое памятное для Бориса Туечки восхождение, однако, он осуществил за десять лет до этого. В 1974 году он был руководителем экспедиции на вершину Арарат в Турции. Участники того восхождения стали первыми болгарами, покорившими вершину, к которой, согласно библейской легенде, причалил свой Ковчег Ной во время всемирного потопа. Участие в этой экспедиции, организованной альпийским клубом «Алеко», приняли семь человек. «На вершину мы пошли четверо, остальные остались у ее подножия с багажом и двумя машинами. На одной из них – марки «Запорожец», которой управлял я, мы поднялись на высоте 2475 м над уровнем моря», – вспоминает Борис Туечки. Красоту мира он любил сохранять на фотографиях, которые представлял на многих фотовыставках.

«Бывал я на многих горах – в Альпах, на Кавказе, Памире… Но лично для меня Болгария – самая красивая страна в мире, как природные условия, – признается Борис Туечки. – Жаль, что мы, болгары, так мало ценим природу. Тогда как в Австрии и Швейцарии, например, везде наведен отличный порядок, соблюдают чистоту, хранят, уважают и любят свои горы». И по сей день Туечки путешествует по горам, не боясь ни снега, ни вьюги, ни ветра.

Каждые выходные дни он поднимается на близкую к Софии вершину Черни-Врых в горах Витоша, а зимой – спускается обратно вниз на лыжах.

Борис Туечки

И все же, какие его самые любимые болгарские горы?

«Вообще я люблю все горы. Но главное место в моем сердце занимает Пирин. Он более дикий, более красивый, а с его вершин раскрываются невероятные виды, там много озер и вершин. Горы Пирин очень красивые и летом, но зимой они просто неповторимы. И я очень люблю делать по ним траверсы. Даже до недавнего времени со своими друзьями из нашего клуба «Алеко» я каждый год проходил по самому трудному траверсу – пролегающему через обе соседние горы Рила-Пирин, которому присвоена самая высокая – шестая категория сложности».

Последние годы Борис Туечки неизменно является проводником паломнического похода «Рильский чудотворец». Начало инициативы положено в 2010 году. Поход организует Богословский факультет Софийского университета Святого Климента Охридского с благословлением Софийской Святой митрополией и при поддержке Столичной мэрии. Ежегодно в августе множество паломников отправляется из Софии через горы Витоша, Верила, Рила, наверх мимо Семи Рильских озер и потом вниз до Рильского монастыря, где в 1469 году перенесены мощи небесного покровителя Болгарии Святого Иоанна Рильского.

Борис Туечки

«Первые два года я даже не знал, что есть такой поход, но потом с огромным желанием подключился к нему как проводник, – рассказал Борис Туечки. – В начале участников было меньше – 60-70 человек. Но в прошлом году нас уже было 180 человек самого разного возраста – младшему было всего три месяца. Его родители проходили маршрут и в предыдущем году, когда пока еще планировали создать наследника. И на этот раз решили взять младенца с собой. В этот поход отправляются самые разные люди. Причем не обязательно пройти весь маршрут еще с первого раза. Мы несем с собой палатки, спальные мешки. Спим мы под открытым небом, на подворьях церквей и частных домов. Особенно радушно нас встречают в Цари Мали-Град. Есть, конечно, и сопутствующая машина, на которой везем более тяжелый багаж. Сами паломники идут с легкими рюкзаками, в которых несут только пищу на обед и одежду. Каждый день мы проходим около 25 километров. По этому маршруту особых технических трудностей нет, так что каждый нормально подготовленный турист может подключиться».

Источник: БНР

Все комментарии - Добавить свой

Комментарии пока отсутствуют ...