Куртки утепленные
Куртка утепленная на -30С и ниже
Куртка утепленная на -20С
Куртка утепленная на -10С
Куртки штормовые
Куртка штормовая с мембраной
Куртка ветрозащитная
Куртки флисовые
Куртка Softshell
Куртка флисовая
Брюки утепленные
Брюки утепленные на -30С и ниже
Брюки утепленные на -20С
брюки утепленные на -10
Брюки штормовые
Брюки штормовые с мембраной
Брюки треккинговые
Брюки флисовые
Брюки Softshell
Брюки флисовые
Термобелье
Термобелье теплое
Термобелье тонкое
Носки треккинговые
Носки для восхождений теплые
Носки треккинговые тонкие
Гамаши
Гамаши
Перчатки
Перчатки до -20С
Перчатки до -10С
Рукавицы
Рукавицы до - 30С
Рукавицы до - 20С
Шапки
Шапка флисовая
Балаклава и маска на лицо
Кепка
Плащи, пончо
Накидка от дождя
Плащ
Ботинки альпинистские
Ботинки альпинистские трехслойные, выше 7000м
Ботинки альпинистские двухслойные, до 7000м
Ботинки альпинистские технические, до 5000м
Ботинки треккинговые
Ботинки для высокогорного треккинга
Кроссовки треккинговые
Сандали треккинговые
Скальные туфли
Скальные туфли
Cтраховочное снаряжение
Страховочная система (поясная беседка)
Самостраховка
Жумар
Спусковое устройство
Карабин с муфтой
Карабин без муфты
Каска
Ледово-снежное оборудование
Кошки
Ледоруб
Палки телескопические
Cнегоступы
Снежная лопата
Фонари
Батарейки
Фонарь налобный
Маски, очки
Маска-очки горнолыжная
Очки альпинистские
Рюкзаки, баулы
Рюкзак 45-55 литров
Рюкзак 55-65 литров
Баул 120л
Рюкзак 35-45 литров
Спальные мешки
Спальный мешок на -40С extreme
Спальный мешок на -30С extreme
Спальный мешок на -20С extreme
Спальный мешок на -10С extreme
Коврики
Коврик плоский
Коврик самонадувающийся
Посуда
Личная посуда (кружка, миска, ложка, нож)
Термос 1 л
Фляжка для воды 1л
Все новости

Как спасают на самой высокой горе Европы. О работе отряда «Эльбрус» МЧС России

автор: Ski.ru

 

27 Ноября 2017, 20:58

Несмотря на то, что аббревиатура МЧС знакома каждому, о работе спасателей известно не много. Имеют место заблуждения и стереотипы, а от этого - неверное понимание меры собственной ответственности во время пребывания в горах. Чтобы еще раз напомнить любителям снега о том, как избежать попадания в чрезвычайную ситуацию и о том, как вести себя на склоне, что делать, а главное — что не делать, чтобы не затягивать спасательную операцию, мы обратились к Руслану Шамприани, начальнику одного из поисково-спасательных подразделений отряда «Эльбрус».

 

 

 

SKI.ru: Руслан, из Интернета мы знаем, что входит в основные обязанности спасателей. Это контроль над ситуацией на горнолыжных трассах,  регулярный объезд выделенного участка, эвакуация пострадавших в пункт врачебной помощи, при необходимости – оказание первой медицинской помощи, «закрытие» трасс после окончания работы курорта. Так ли это? Расскажите, как организована работа МЧС и чем еще занимаются спасатели.



Руслан Ш.: Для начала давайте разграничим спасательную службу курорта (горнолыжного комплекса) и Эльбрусский высокогорный поисково-спасательный отряд МЧС России. То, что вы перечислили: эвакуация пострадавшего с трассы, оказание экстренной доврачебной помощи в зоне курорта, «закрытие» и мониторинг трасс — это работа спасателей, которые относятся к горнолыжному комплексу. Дежурство на горнолыжном курорте обычно осуществляет отряд из 5 человек. К нам обращаются только в случае, если ЧП произошло за пределами курорта или, когда случается особенно большой наплыв туристов. Конечно, мы помогаем коллегам, но постоянно в зоне курорта не находимся. Наша задача заключается в организации и проведении спасательных операций вне зоны курорта. В состав отряда «Эльбрус» МЧС РФ на сегодня входит 72 спасателя, из которых пятеро — международного и 34 — первого класса. 

Как происходит вызов спасателей? Все очень просто. Обращаясь за помощью по телефону 112,  человек обращается в главное управление Чрезвычайных Ситуаций города Нальчик. Из Нальчика звонок переадресовывается к оперативному дежурному спасательной службы отряда «Эльбрус», и уже от дежурного диспетчера мы получаем информацию о несчастном случае. На переадресацию вызова в среднем уходит от 20 минут с момента обращения. Напрямую к нам очень редко обращаются, хотя телефон отряда МЧС имеется на каждом стенде курорта Эльбрус.



SKI.ru: В среднем сколько времени может потребоваться отряду, чтобы прибыть на место происшествия?


Руслан Ш.: Конечно, мы делаем все возможное, чтобы максимально сократить время прибытия на место происшествия. Но снегоход вне зоны курорта малоэффективен, а погодные условия не всегда позволяют воспользоваться спасательным вертолетом. Основной способ доставки спасательного отряда к месту назначения — это канатная дорога. Чтобы добраться до третьей станции курорта Эльбруса, потребуется не менее 40 минут. Затем какое-то время уходит на скитур, чтобы выйти на маршрут, по которому ехал пострадавший. Спуск к месту происшествия обычно не занимает много времени. Все ребята в отряде очень хорошо катаются и профессионально владеют всеми альпинистскими навыками.

Так происходит, если мы точно знаем, где случилось ЧП. Но часто поступают звонки такого содержания: «Требуется помощь, где находимся — не знаем». Тогда нам предстоит по расспросам установить, где именно находится человек или группа людей. Конечно, такой способ не самый надежный. Было бы намного проще, если бы люди серьезней относились к катанию в горах и лучше бы ориентировались на местности. Некоторые, находясь в состоянии шока, путают «право» и «лево». Бывают случаи, когда турист описывает рельеф слева от канатки, утверждая при этом, что ехал все время направо. Но даже по таким сбивчивым описаниям нам удается найти людей и оказать им помощь.



 SKI.ru: Как долго может длиться спасательная операция и насколько часто к Вам обращаются?


Руслан Ш.: На длительность спасательной операции влияет много факторов. Как уже говорили, существенно затрудняют поиски отсутствие координат и четких ориентиров. Свои коррективы вносит труднодоступный район поисков, погодные условия также могут стать причиной прерывания спасательной операции. Согласно законодательству, спасательные работы длятся до 7 дней. Затем из постоянных поисков переходим на периодические.

Как часто обращаются в МЧС? К сожалению, несчастные случаи в горах случаются часто. За 2016 год спасатели Эльбрусского поисково-спасательного МЧС РФ в горах Кабардино-Балкарии помогли более чем 300 туристам. Сорок восемь человек, к сожалению, спасти не удалось.

Зимой работы чуть меньше, это, наверное, потому, что летом наша работа больше связана с отрядами, совершающими восхождение на Эльбрус.

Сейчас Кабардино-Балкария является самой популярной в туристическом отношении республикой Северного Кавказа. Курорт развивается, но, к сожалению, культура поведения в горах, умение читать рельеф оставляют желать лучшего.

С третьей станции гондольного подъемника Гара-Баши ледник стал более доступен для внетрассового катания, что не делает его менее опасным. К сожалению, не все любители фрирайда знакомы со спецификой катания по закрытому леднику. В таком леднике имеются трещины, которые практически не видны с поверхности. Они заметены снегом, но при этом снежные мосты, закрывающие трещину, могут быть недостаточно прочны и способны обрушиться под весом человека. Зачастую лыжник или сноубордист и не подозревает, насколько опасно катание по леднику. Такая беспечность достаточно часто является причиной несчастных случаев, связанных с попаданием в трещину. Попадание в трещину грозит человеку серьезными повреждениями, переломами и обморожениями. Случалось, что люди гибли в трещинах ледника раньше, чем поспевала помощь.



SKI.ru: Все помнят печальную историю, случившуюся 3 марта 2017 года и унесшую жизни 7 человек. Как часто случаются такие трагедии?


 
Руслан Ш.: безусловно. лавины представляют большую опасность. Когда происходит контролируемый сброс снежной массы, мы активно сотрудничаем с противолавинной службой. Они заранее предупреждают нас о проведении противолавинных мероприятий. В нашу задачу ходит обеспечение безопасности населения (оцепление, оповещение, просматриваем зоны схода лавин). Такие мероприятия проводятся достаточно часто и не представляют опасности для населения.

Но когда причиной схода лавины является человек, благополучный исход не может гарантировать никто. Самосход масштабных лавин случается редко. Последний раз похожая трагедия произошла в 2003 году, когда в Северном цирке Чегета погибли 7 человек. При этом лавины меньшего масштаба сходят достаточно часто, и практически в каждом случае причиной неконтролируемого схода снежной массы являются действия человека. На Чегете случаев с лавинами больше. Это объясняется более крутым рельефом горы, что в свою очередь делает катание на Чегете потенциально лавиноопасным. Хотя бывает, что и на Эльбрусе за пределами трасс случается неконтролируемый сход снежных масс.



SKI.ru: Чтобы Вы порекомендовали любителям внетрассового катания в Приэльбрусье?


Руслан Ш.: Во избежание попадания в лавину, я бы настоятельно рекомендовал любителям внетрассового катания регулярно посещать курсы или лекции по лавинной безопасности, иметь при себе и уметь пользоваться лавинным снаряжением и пользоваться услугами авторитетных гидов. Не стоит ожидать, что гид на все 100% может предвидеть сход лавины, но его опыт и высокая квалификация позволяет минимизировать такие риски. Все гиды, которые давно работают в Приэльбрусье, регулярно посещают лекции и семинары по лавинной безопасности. Досконально знают рельеф. Умеют своевременно и правильно оказывать первую медицинскую помощь.
 
SKI.ru: С какими ещё случаями приходится сталкиваться?


Руслан Ш.: к частым случаям я бы отнес поиски заблудившихся людей. Теряются, в основном, на Эльбрусе. Это и понятно: на Эльбрусе катается больше туристов, они посещают кафе, расслабляются. На высоте чувство опасности притупляется. Завершая день, некоторые туристы, переоценив свои возможности, решают прокатиться рядом с трассой или за ее пределами. Рельеф Эльбруса коварен: много скальных сбросов, труднопроходимых ущелий. Часто туристы ошибаются проездом и попадают на скальники. Не имея специального снаряжения, они не могут спуститься самостоятельно и обращаются за помощью.

У таких спасательных операций есть своя специфика: как правило, работы начинаются под вечер и длятся уже в темноте. Думаю, это связано с тем, что проходит достаточно много времени, прежде чем человек понимает, что потерялся. Пока примут вызов и сформируется спасательная бригада, пока включат канатки и т.д., время уходит и спасательные работы ведутся уже в сумерках. Однажды мне с напарником пришлось дюльферить 200 (!) метров практически в полной темноте, чтобы спасти незадачливых туристов, которые ошиблись заходом от станции Мир и застряли на скале.

Почему люди теряются? Причин тому много: это и изменение погодных условий - внезапно начавшаяся пурга или туман могут сбить с пути ложным ориентиром. Незнание рельефа, неумение читать гору могут завести любителей фрирайда в непроходимое ущелье. Бывает, в такие истории попадают люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Два года назад был случай, когда двое приятелей - лыжник и сноубордист, посидев в кафе до закрытия курорта, решили завершить день спуском вне трассы с Гара-Баши. По дороге сноубордисту стало плохо. Непонятно, что именно с ним случилось, но продолжать спуск он не смог. Лыжник сумел спуститься с горы в одиночку и вызвал спасателей, которые уже и эвакуировали незадачливого приятеля.



SKI.ru:  Что бы Вы посоветовали иметь при себе любителям кататься вне трасс?


Руслан Ш.: Отправляясь кататься вне трасс, я бы рекомендовал лыжникам и сноубордистам, кроме лавинного снаряжения положить в рюкзак веревку, фонарик, теплую одежду. Обязательно иметь при себе рацию и телефон с телефонными номерами службы спасения. Если туристы спускаются группой, то было бы не лишним распределять обязанности между собой: кто отрывает, кто закрывает. Не терять никого из виду и ждать товарищей.




SKI.ru: В интернете много историй о том, как потерявшись, люди обращаются в спасательную службу, а затем продолжают движение. Причины могут быть разные. Низкая температура, появление ориентиров и т.д. Допустимы ли такие действия группы? Какую ответственность понесет турист за ложный вызов?


Руслан М.: К сожалению, ложные вызовы — это действительно проблема. Согласно нашему законодательству, турист не несет никакой ответственности за ложный вызов. Бывают случаи, когда мы находим «потерявшихся» людей в кафе или в баре, но каких либо законных мер воздействия, к сожалению, не предусмотрено. 
 
Может ли группа самостоятельно продолжать движение после вызова спасательного отряда? На мой взгляд — почему бы нет. Если группа принимает режешие продолжать движение, им необходимо корректировать свои действия с диспетчером спасательной службы или непосредственно со спасателями, осуществляющими спасательную операцию. Если такой возможности нет, то я бы не рекомендавал бы продолжать движение. Несогласованность действий может привести к усулублению и без того сложной ситуации и затягиванию поисково-спасательных работ.    

 


 
SKI.ru: Сколько стоит спасательная операция, как происходит взаимодействие со страховыми компаниями?
 
Руслан Ш.: Все спасательные операции мы проводим бесплатно для пострадавших. К сожалению, у нас нет четко отработанной схемы взаимодействия с зарубежными страховыми компаниями. Иностранных граждан мы так же спасаем бесплатно.  



SKI.ru: Вы часто бываете на Европейских курортах, общаетесь с коллегами. Стоит ли заимствовать что-то из опыта зарубежных коллег? Или на российских курортах имеется своя специфика, делающая применение «их методов» не эффективными?



Руслан Ш.: Скажу без ложной скромности, что мы работаем быстрее и оперативнее, чем сотрудники спасательных служб на Западе. У наc меньше волокиты и бюрократизма. Единственное, что я бы позаимствовал у зарубежных коллег — это современное оборудование. В Европе вертолет дежурит на каждом курорте. Почему у нас по-другому - сложно объяснить. Это вопрос точно не к нам. Наличие техники и оснащение спасательной службы современным оборудованием существенно облегчило бы нашу работу. 

Что бы мне хотелось видеть на курорте? Наверное — лыжный патруль, наделенный полномочиями блюстителей порядка. Как в Европе. При таком большом количестве отдыхающих на Эльбрусе контроль за порядком в зоне курорта был бы не лишним. Это могло бы сократить число несчастных случаев в зоне курорта.



SKI.ru: Руслан, спасибо за то, что нашли время и подробно  рассказали о Вашей работе. Надеюсь, Ваши советы и рекомендации будут полезны отдыхающим и работы у Вас станет чуточку меньше!



Полезные контакты:

Оперативный дежурный МЧС: 112, 8 (938) 080-17-23, 8 (866) 387-14-89
Спасатели на Чегете +7-928-700-2305, +7-928-950-3942, +7-928-715-2288, +7-928-083-5877​

 

Источник

Задать вопрос менеджеру
и/или
 
и/или

ваша страна: